Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урожайновская школа» Симферопольского района Республики Крым

   







Страничка психолога

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ГИА:

 

Следует выделить три основных этапа: 

1) Подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом. 
2) Поведение накануне экзамена.
3) Поведение собственно во время экзамена. 

 


Подготовка к экзамену: 


· дома следует оборудовать место для занятий (убрать лишние вещи, хорошо ввести в интерьер желтый и фиолетовый цвета, это могут быть картинки, коллаж); 
· составить план на каждый день подготовки, четко определить, что именно сегодня будет изучаться; 
· если «нет настроения» заниматься, нужно начинать с того материала, который знаете лучше; 
· через каждые 40-50 мин занятий необходим активный перерыв; 
· материал полезно структурировать за счет составления планов, схем (обязательно делать это на бумаге, а не в уме).

Накануне экзамена: 
· настраивайтесь на ситуацию успеха, мысли о провале и собственных страхах старайтесь не замечать, не гоните их, но не «зацикливайтесь» на них; 
· с вечера перестаньте готовиться, выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и бодрости. 

Во время экзамена: 
· ознакомьтесь с вопросами и начинайте отвечать с того вопроса, который для Вас легче; 
· практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

 

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЗКЗАМЕНАМ:

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

Для начала хорошо определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день. При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться.

Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.

Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти.

Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что — только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.

Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях. Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) — в общем научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действии и рассуждении.

Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет).

Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но — внимание! — сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не «зацикливайтесь» на них.

 

ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ:

1. Не стоит чередовать однотипную умственную работу. Например, не следует учить после физики математику, а после истории — литературу. То есть, необходимо избегать в первую очередь однородных переключении. Лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим пытаться запомнить другой, но сходный материал.

2. Перерывы, которые мы делаем во время интенсивной интеллектуальной работы, нужно заполнять максимально неинтеллектуальной деятельностью (прогулка, физические упражнения).

3. Важную информацию лучше запоминать утром, самую важную — перед сном. Почему? Потому что вечером будет отсутствовать самое сильное ретроактивное торможение, а утром — менее сильное проактивное. Конечно, здесь нужно учесть и общее утомление за день.

4. Нужно учитывать, что в первые 10—20 минут серьезной умственной работы сказывается эффект торможения от предыдущей деятельности. Мы говорим: трудно переключиться. Но часто это может быть и незаметным. Проверьте себя: что вы помните из вроде бы хорошо воспринятых первых 10—15 страниц серьезного чтения? Если пересчитать, окажется, что многое упущено. Это нужно учитывать, и к любой интеллектуальной работе психологически готовиться заранее. В первую очередь это относится к целенаправленному формированию установок, о чем будет речь далее.

5. Избегайте по возможности отвлечений во время работы. Кто-то позвал, зазвонил телефон — все это тормозит предыдущую деятельность. Если сразу откликнуться на эти отвлечения, потом, оказывается, очень трудно вернуться к работе. Что же делать? Если невозможно полностью избежать таких отвлечении, попробуйте следующее. Допустим, вы читаете, и вдруг звонит телефон. Не торопитесь сразу же поднимать трубку. Пусть он прозвонит 2-З раза, а вы в это время закрепите то, что сейчас делаете. Закончите абзац, прочитайте последнее предложение еще раз, повторите главную мысль этого отрывка вслух и т.д. А теперь беритесь за телефон. При возвращении к работе начните чтение с повторения нескольких последних абзацев.

6. При чтении старайтесь не допускать возвратных движений глаз по строке (регрессий). Возвращаясь к уже прочитанному, мы нарушаем логический строй повествования и тем самым выключаем оперативную память. То есть, вернувшись к предыдущему, мы вытесняем из оперативной памяти то, что только что в ней было. И, кроме того, замедляем чтение.

7. Используйте эффект незаконченного действия Блюмы Зейгарник для уменьшения торможения. Не заучивайте до конца. Перенесите 15—20% работы на утро. Тогда эмоциональное напряжение, вызванное незаконченным действием, закрепит запоминание.

 

Психологические проблемы и основные задачи адаптационного периода в 5 классе

 

Пятый класс для учащихся - довольно сложный период, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации. Психологическая адаптация – процесс приспособления к новым условиям и обстоятельствам жизни (в данном случае – к условиям обучения в среднем звене школы, к новым требованиям, повышению учебной нагрузки и т. д.).

В начальной школе дети привыкают исполнять требования одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в средней школе у некоторых учащихся могут возникнуть трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – это является довольно серьезным испытанием для психики ребёнка.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. У большинства детей процесс адаптации длится 2 - 4 недели.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наиболее высокие показатели школьной тревожности у пятиклассников, как правило, приходятся на следующие виды:

- страх самовыражения;

- страх ситуации проверки знаний;

- страх не соответствовать ожиданиям окружа­ющих;

- проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Анализ внешних и внутренних факторов адаптации к обучению в средней школе

Успешность адаптации пятиклассников обусловлена совокупностью внешних и внутренних факторов:

- к внутренним факторам относятся состояние здоровья пятиклассника, уровень интеллектуального развития, эмоциональная устойчивость, самоконтроль поведения, работоспособность, дисциплинированность, добросовестность, решительность, коммуникативные способности, социальная смелость, учебная мотивация, а также степень сформированности навыков учебной деятельности;

- к внешним факторам относятся экология, социально-экономические характеристики семьи, особенности образовательной среды (согласованность программ обучения, организация учебного процесса, тактика педагогических воздействий, согласованность требований к деятельности).

Следует отметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу на вторую ступень обучения одинаково. Основными составляющими готовности к обучению в средней школе являются:

1) сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;

2) умение самостоятельно работать, осмысливать материал;

3) качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Каждый переходный период обладает своей спецификой, связанной, в первую очередь, с психологическим своеобразием возраста.

Возрастные психологические особенности пятиклассников:

- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

- повышенная утомляемость;

- стремление обзавестись верным другом;

- стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе;

- повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;

- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

- отсутствие авторитета возраста;

- отвращение к необоснованным запретам;

- восприимчивость к промахам учителей;

- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

- отсутствие адаптации к неудачам;

- отсутствие адаптации к положению «худшего»;

- ярко выраженная эмоциональность.

В течение адаптационного периода у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие ус­пешность адаптации:

1) умение осознавать требования учителя и соответ­ствовать им;

2) умение устанавливать межличностные отноше­ния с педагогами;

3) умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

4) навыки общения и достойного поведения с одно­классниками;

5) навыки уверенного поведения;

6) навыки совместной (коллективной) деятельно­сти;

7) навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

8) навыки адекватной оценки собственных возмож­ностей и способностей.

Признаки успешной адаптации:

- удовлетворенность ребенка процессом обучения;

- ребенок легко справляется с программой;

- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;

- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;

- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

- нежелание выполнять домашние задания;

- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

- жалобы на те или иные события, связанные со школой;

- беспокойный сон;

- трудности утреннего пробуждения, вялость;

- постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника

·         Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Давайте ему посильную работу дома, определите круг его обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе, помыть посуду».

·         Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждения семейных проблем).

·         Приучайте ребенка к экономичным проблемам семьи. Постепенно приучайте сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (Например, дайте деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт).

·         Не ругайте, а тем более - не обижайте ребенка в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мысли ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы обязательно поговорим на эту тему».

·         Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, которые возникли со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать в нем правильную жизненную позицию.

·         Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи - залог хорошего обучения. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтоб ребенок чувствовал, что это вам интересно.

·         Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не угаснет.

·         Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого - основа для взаимопонимания.

·         Чаще хвалите вашего ребенка. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще раз попробовать». Формируйте высокий уровень достижений. И именно верьте, что ваш ребенок может все, нужно только помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью.

·         Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумные. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам сейчас и в будущем.

 

Тревожные дети

 

Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них). Тревожность нужно отличать от тревоги и страха.

 Если ваш ребенок иногда испытывает беспокойство в каких-то ситуациях, например перед публичным выступлением или проверочной работой, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге, но не о тревожности.

Тревожность - устойчивое свойство, и можно сделать вывод, что оно характерно для вашего ребенка, если он проявляет тревогу часто и в самых разных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая у доски, выполняя домашнюю работу и др. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Если же они знают, чего боятся, то тогда мы говорим о страхе (у страха всегда есть объект - человек, животное, предмет или ситуация). Естественно, что и у тревожных детей могут быть страхи - отдельные или очень много.

 В этой статье мы рассмотрим, как помочь ребенку, которому его постоянная тревожность не дает комфортно себя чувствовать и развивать все свои задатки.

 Ребенок, которого мы называем тревожным, как правило, обладает большинством из следующих характеристик:

 - любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;

 - во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);

 - беспокойно спит, жалуется на страшные сны;

 - у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;

 - плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;

 - не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;

 - старается скрывать свои проблемы и тревогу.

 Первой причиной может быть наследственность: у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения.

 Второй главной причиной тревожности у детей является обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями. Так, в случае если родитель придерживается стиля воспитания, который можно образно назвать "диктатура", или предъявляет к ребенку завышенные требования ("Ты должен учиться только на пятерки"), то велика вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их недовольство, малыш станет очень тревожным. Аналогично могут воздействовать и конфликтная атмосфера в семье (если супруги ссорятся между собой), и неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни.

 Почти у всех детей вызывает резкое повышение тревожности развод родителей. Особенно травматично протекает этот период для тревожного ребенка, если взрослые не могут договориться между собой и непоследовательны в своем поведении.

 Неминуемо тревожность возникнет у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны.

Школьная тревожность может быть спровоцирована действиями учителя, если он постоянно недоволен успеваемостью ребенка, сравнивает его с одноклассниками или занимает непоследовательную (или слишком жесткую) позицию в общении с учениками.

 Тревожность может возникать, если за короткий промежуток жизни ребенка произошло много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Так, если сложить вместе переезд в другой город, замену бабушки няней, выход мамы на работу и начало обучения в первом классе, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.

 И наконец, тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства, физические или психические заболевания. Если у вас есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультируйтесь у специалистов (терапевта, невропатолога, психиатра и пр.).

 

 Коррекционную работу с тревожными детьми нужно вести в трех направлениях:

 

 - повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;

 - учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;

 - обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

 

 Для реализации этих конкретных задач вы можете воспользоваться играми, описанными в соответствующих разделах ниже. При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.

 

Правило 1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.

 

 Правило 2. Избегайте соревновательных моментов в играх. Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Этим вы вряд ли ускорите его действия, а вот уровень тревожности поднимете наверняка.

 

Правило 3. Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий (если таковые есть). Если вы ощущаете сопротивление ребенка, его нежелание участвовать в игре, ни в коем случае не настаивайте. Можно заставить человека выполнить какие-то действия, но нельзя заставить играть по-настоящему! Так что в таких затруднительных случаях старайтесь проявить творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить его беспокойство. Для этого изменяйте правила игры, учитывая особенности вашего сына или дочери, используйте наглядный материал, уже знакомый ребенку, начните играть с кем-то другим, показывая ребенку пример. Словом, действуйте по обстоятельствам.

 

  Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.

 

Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают: «Это временно. Он перерастет это». До некоторой степени такая реакция родителей оправданна. Многие дети, проявлявшие агрессию в 3-4 года, к годам 5-6 перерастают ее.

Однако, если ребенку уже исполнилось 6 лет, а его агрессивность не уменьшилась – это причина для беспокойства. Если вы не уделите внимание агрессивным тенденциям в поведении вашего ребенка сейчас, они могут усилиться и перейти с ним в подростковый возраст. Агрессивность ребенка неминуемо вызовет проблемы в общении с другими людьми.

Существуют следующие причины агрессивного поведения у детей:

 Недостаток родительской ласки и тепла.

 Незаинтересованность, равнодушие по отношению к ребенку.

 Неприятие ребенка.

 Безразличие к тому, что ребенок ведет себя агрессивно

 Непоследовательность в применении наказаний.

 Применение физических наказаний.

 Семейные ссоры и конфликты.

Исходя из вышесказанного, психологи дают следующие рекомендации родителям агрессивных детей:

 

- Будьте терпеливы и внимательны к нуждам вашего ребенка.

 

- Дети копируют поведение родителей. Покажите ребенку неагрессивную модель поведения.

 

 - Не ссорьтесь и не выясняйте отношения в присутствии ребенка.

 

- Если ребенок что- то сделал не так, критиковать нужно не ребенка вообще, а его конкретный неправильный поступок.

 

- Будьте последовательны в применении наказаний. Они не должны быть унизительными для малыша.

 

- Обучайте ребенка приемлемым формам проявления негативных эмоций. Отрабатывайте с ним умение неагрессивно реагировать в сложных ситуациях.

 

- Развивайте в малыше способность к сочувствию и умение брать ответственность за свои поступки на себя.

 

- И наконец, окружите своего ребенка заботой и любовью. Дайте ему понять, что вы всегда поддержите его и будете на его стороне в трудных ситуациях.

 

Сказки для агрессивных детей

 

Могучий дуб и маленький кабанчик

 

На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.

На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.

Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди.

И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.

Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына:

«Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созре ют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!»

 Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая- пребольшая рана.

Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.

 Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и... не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.

 «Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? — спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. — Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может...»

И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.

— Кто посмел тебя так поранить? — спросил он у дуба.

— Это следы твоих копытец, — грустно вздохнул дуб.- Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.

— Почему? — огорчился кабанчик.

 — Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, — ответило дерево.

 Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто- часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал:

«Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»

 Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:

 — Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

— Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, — ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.

— Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, — прострекотала сорока и полетела прочь.

 — Что приговариваешь? — вдогонку закричал кабанчик.

— Какие слова?

 — Волшебные... — раздался вдалеке голос улетающей птицы. В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой. Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой, бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать:

«Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста...»

И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют, это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.

 В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.

Этот случай не совсем типичный. Ко мне обратилась мама Димы, который истязал ее бесконечными требованиями. Причем попытки перевести эти требования в просьбы и научить сына использовать соответствующие ситуации слова, «я прошу», «по жалуйста» были безуспешными. В случае, когда мама отказыва лась выполнять требования, Дима начинал ее колотить не очень сильными, но многочисленными и фиксированными ударами по одному и тому же месту руки, ноги, спины или груди, вплоть до появления синяков. Остановить мальчика могли только слезы жен щины, но и после этого он не просил у нее прощения. После раз говора с мамой был сформулирован запрос — нивелировать опыт агрессивного поведения, научить ребенка предъявлять просьбы в социально-принятой форме и просить прощения за «плохие» поступки. В работе с Димой помимо терапевтической сказки были использованы техники других психотерапевтических подходов.

 

Львенок в школе

(Сказка для мальчика, который дрался в школе)

В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

Пришло время младшему львенку идти в школу.

— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.

 С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?»

Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный».

 Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».

Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата:

 — Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя? Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:

— Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

 — Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.

Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:

 — Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко:

— Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.

Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным».

Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда царская сила?»

С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.

— Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок отца.

 Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:

 — Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата.

 

Заяц с рюкзаком

Итак, в магазин поступила новая партия игрушек, среди которых было несколько кукол, пушистый котенок, динозаврик, маленькие тролли в разноцветных штанишках, большая розовая пантера и два зайчика: один - с бантом на шее, другой с рюкзаком за спиной.

Когда стрелки часов приблизились к двенадцати, заяц снял рюкзак.

- Ну все, хватит с меня, завтра твоя очередь держать на спине эту тяжесть, - сказал он зайчику.

 - Моя? Почему?

 - Потому что я так сказал и давай без вопросов. Сказано- сделано.

- Но я же не виноват, что тебе надели рюкзак, а мне - бант.

- Вот и поменяемся. Это будет справедливо.

- Какая же это справедливость? - обиделся зайчик. - Ты в два раза больше и сильнее меня.

- А я, вот, сейчас схвачу тебя за ухо, да дерну больно. Тогда увидим, кто из нас прав.

- Не ссорьтесь, - вступил в разговор тролль в синих штанишках.

- Ты - не прав, - обратился он к зайцу с рюкзаком.

- Кто ты такой, чтоб мне указывать?!

- Я - игрушка, такая же, как и ты, но в мои обязанности входит еще и следить за порядком.

 - Тебе только покупателей отпугивать, а не за порядком следить, - засмеялся заяц. - Я таких страшненьких игрушек никогда и не видел.

- Может быть мы и страшненькие, но дети нас любят, - заступился за друга тролль.

- Ой, еще один уродец, откуда вы такие? С полки спрыгнули остальные тролли.

 - Ну ты, длинноухий, хочешь неприятностей? Сейчас ты их получишь.

 - Испугать меня решили? Попробуйте, если допрыгнете. С таким ростом вам только с муравьями бороться.

- Друзья мои, успокойтесь, - вмешался динозаврик. - Не стоит портить себе настроение из-за какого-то рюкзака.

- А это, что еще за чучело? - усмехнулся заяц. - Без тебя разберемся.

- Ой, какой грубый, а с виду такой симпатичный, - вздохнул котик. Заяц пнул его в бок:

 - Не лезь, куда не просят, - и, бросив в троллей рюкзак, добавил, - всех касается! Динозаврик спустился с полки.

 - Ладно, не хочешь по-хорошему, поговорим по-плохому. Куклы закрыли глаза:

- Ой, что сейчас будет.

 - Не надо, динозаврик, - закричал зайчик с бантиком. - Я надену рюкзак, только не деритесь.

- Вот уж нет! Я этого грубияна проучу.

- Остановись, - попросил тролль динозаврика. - Неужели мы будем уподобляться этому задире и все решать, пуская в ход кулаки?

- Он ударил моего друга.

- Ударил, значит, извинится и никогда больше этого не сделает. Правда,заяц?

- Какая трогательная речь, - усмехнулся заяц.- Делать мне больше нечего.

 - Не вынуждай нас. Со всеми тебе одному не справиться.

- Кот получил по заслугам. В следующий раз не будет вмешиваться, когда его не спрашивают. И не надо меня пугать. Я еще, когда на фабрике жил, был самым смелым. Все игрушки меня боялись и уважали.

- Уважали? - удивился динозаврик, - интересно, за что?

- За силу. Мне подчинялись даже те, кто был в несколько раз больше. Динозаврик рассмеялся:

- И это ты называешь уважением? Правильно в пословице говорится: "Сила есть, ума не надо". Заяц толкнул динозаврика и тот упал на пол, сильно ударившись головой.

- Вот и у тебя ума поменьше будет. Кто следующий?

Одна из кукол подбежала к динозаврику, а тролли яростно налетели на зайца, но от одного взмаха его лапы, разлетелись в разные стороны. Куклы в страхе попрятались, а та, которая помогала динозаврику встать, в отчаянии закричала:

- Что ж ты такой злой?! Тебя же никто не обижает! Заяц довольно потер лапы:

- Еще бы! Обижать всех - это мое право.

- Ни у кого нет права делать другим больно.

- У меня есть, потому что я - самый сильный.

- Но обижать тех, кто слабее - жестоко.

 - За волосы тебя оттаскать, что ли, - задумчиво произнес заяц.

- Я тебе не сделала ничего плохого.

 - Ну и что. Мне просто скучно, - сказал заяц, приближаясь к кукле, но котенок преградил ему дорогу.

- Опять ты? - протянул заяц. - Мало получил? Сейчас добавлю. И ударил котика так, что из него полетели клочья ваты.

 - Ну ты! Бандит! - крикнул зайчик с бантом. - Попробуй лучше сразиться со мной.

- С тобой? Нашел с кем тягаться. На тебя достаточно дунуть, чтоб ты упал. И, взяв зайчика за хвост, забросил его на верхнюю полку. Потом подошел к кукле и схватил ее за волосы.

 - Не трогай ее, - попросил поднявшийся тролль, - она же кукла.

- И что с того? - спросил заяц, но куклу все-таки отпустил. Вытирая слезы, она достала иголку и стала зашивать котенка.

- Ты думаешь, что кулаками чего-нибудь добьешься? - продолжал тролль.

- Уже добился. Вы меня боитесь, а это главное.

- Нет, главного у тебя никогда не будет.

 - Чего же?

- Друзей.

- Это вроде тебя, что ли? Больно надо. Обойдусь. Мне и одному хорошо.

Наступило утро. В магазин вошли продавцы, а чуть позже - дети с родителями. Маленькой девочке папа с мамой подарили котика, мальчику - динозаврика. И еще,- за день раскупили всех кукол.

Ночью тролль в красных штанишках обратился к игрушкам с торжественной речью:

 - Друзья мои, я целый день наблюдал за детьми и мне открылась одна тайна.

- Тайна? Какая? Расскажи, - оживились игрушки.

- Ни для кого из вас нет секрета в том, что мы все хотим поскорее стать подарками для детишек. Мы ждем этого момента с трепетом и каждое утро думаем:

"Вот сегодня-то я обязательно кому-нибудь понравлюсь и у меня появится друг". Но проходят дни, а кроме кукол никого не покупают. И, знаете, почему?

- Почему?

 - Причина в зайце. Это он делает нас непривлекательными. Посмотрите, какими злыми становятся наши лица, когда мы ругаемся и деремся. Целый день мы только и думаем о том, как побороть зайца. Все эти мысли отражаются на наших лицах. Разве можем мы в эту минуту кому-нибудь понравиться? Разве захочет с нами хоть кто-нибудь играть? Я вчера разговаривал с котиком и динозавром. Хотел договориться с ними, как можно отомстить зайцу, но они сказали, что хоть он и обидел их, вовсе не сердятся, а, наоборот, жалеют его. Потому что он одинок. И сегодня их купили.

 - Я понял, - сказал тролль в желтых штанишках, - до тех пор, пока в голове у нас будет место гневу, грубости, желанию подраться, дети будут проходить мимо нас. Услышав последнюю фразу, только что проснувшийся заяц, рассмеялся:

- В жизни не слышал более глупых слов. Игрушки никак не отреагировали на это замечание и занялись своими делами.

- Что это вы, сегодня, такие молчаливые? Не поучаете меня? Или боитесь моих кулаков? Никто не хочет подраться?

Розовая пантера, молчавшая все то время, что шли споры и драки с зайцем, и незаметно дремавшая на верхней полке так, что про нее все забыли, лениво потянулась и зевнула:

- Эй ты, забияка! Хочешь угодить в мусорное ведро?

- А это еще кто там мяукает? - поинтересовался заяц.

 Плавным прыжком пантера слетела с полки и, схватив зайца за уши, посадила в ведро и, закрыв крышкой, прыгнула обратно. Заяц стал кричать и стучать:

- Выпустите меня! Выпустите! Здесь грязно, темно.

- Тебе там и место, а завтра вместе с мусором будешь выброшен, - зевая сказала пантера и снова уснула.

- Ну, погодите! Стоит мне только выбраться отсюда, я вам покажу!

Без зайца игрушкам стало легко и свободно. Они дружно провели время, вместе играли, смеялись. Тролли почистили свои штанишки, готовясь к утру, зайчик погладил бантик, но, когда настало время для открытия магазина, тролли выпустили зайца из ведра. Никто не знает, о чем он думал всю ночь, сидя в ведре, о чем разговаривал с троллями. Не известно ничего из того, что произошло с зайцем. Но в следующую ночь ом надел рюкзак и больше никого не обижал.

Как ты думаешь, что произошло с зайцем за ночь?

 

Крокодильчик

(Сюжет сказки для детей, проявляющих словесную агрессию)

 

Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик.

Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.

Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов.

Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб.

 Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы.

 С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.

 

Если ребенка дразнят.

Вспомните свое детство. Практически каждого из нас хотя бы раз в жизни дразнили. Часто это происходило в дружеской компании и в безобидной форме. Мы смеялись вместе с человеком, который нас дразнил, и совсем не обижались и не чувствовали себя униженными.

Но если случилось так, что дразнящий хочет выставить нас в неприглядном свете, смутить или опозорить? Если это длится недолго, то мы можем отмахнуться и не зацикливаться на этом. Но если поддразнивание переходит в систему, становится невозможно не обращать внимание на эту пренеприятную и обидную ситуацию.

Также и дети, которые оказались объектом постоянных насмешек, чувствуют себя очень несчастными и неуверенными. При этом, если высмеивание становится систематическим, ребенок попадает в замкнутый круг. Чем больше ребенка дразнят, тем сильнее он чувствует свою никчемность и беспомощность, и тем самым вызывает еще большую активность своего обидчика.

 

Как помочь ребенку, которого дразнят?

 

Необходимо остановить весь этот цикл. Так, например, в терапевтической истории «История про Энни. Если ребенка дразнят» мать предлагает дочери стать ученым, изучающим взаимоотношения между людьми. Это помогает ребенку почувствовать свою значимость. Дразнящий превращается для ребенка в материал для исследований, он как бы меняется ролями со своим обидчиком. А это коренным образом меняет самоощущение ребенка.

 

Очень важно научить ребенка правильно пользоваться «языком тела». Некоторые дети, ожидая, что их будут дразнить, забиваются в угол и тем самым подзадоривают обидчика.

 

Очень полезно предлагать ребенку, находящемуся в спокойной обстановке, представить, что его дразнят, но его это не никак не задевает. Нужно научить ребенка думать про себя: «Он меня дразнит только потому, что хочет меня разозлить». Или: «Он хочет рассмешить окружающих, но не может придумать ничего более умного».

 

Можно предложить ребенку разыграть сценку, в которой он будет выступать в роли дразнящего и дразнимого, чтобы он научился не реагировать на насмешки.